Инструментальное прогнозирование неисправностей
• ~ І
Прямой контроль
Сущность инструментального прогнозирования неисправностей с использованием прямого контроля состоит в измерении параметров и снятии характеристик, позволяющих оценить техническое состояние устройства. Такая оценка, предусматривающая сравнение с эталонными значениями, а также вычисление определенных показателей, позволяет предсказать возможность появления неисправностей в период эксплуатации до следующей проверки. При этом необходимая точность и объектив ность исходных данных зависят. от правильности выбора контрольно-измерительной аппаратуры и методики выполнения контроля.
Термин «прямой контроль» означает, что проверка производится либо на неработающем устройстве, либо на устройстве, работающем в номинальном режиму, а создание искусственных режимов, отличных от рабочих, не производится. При проверке неработающих устройств обычно контролируют параметры электрических цепей,
перемещения подвижных частей, люфты, зазоры. В рабочих режимах обычно проверяют давления, расходы, моменты, мощности, температуры, скорости и точности отработок.
Высокая эффективность инструментального прогнозирования во многом зависит от правильности выбора контролируемых параметров. К таким параметрам предъявляются особые требования: их изменения должны указывать на приближение неисправностей еще до того, как будут отмечены нарушения работоспособности. Нередко для целей прогнозирования производится контроль промежуточных (не выходных) параметров или даже контроль косвенных признаков, не входящих в перечень паспортных данных.
Обычно для выявления параметров, позволяющих успешно прогнозировать появление неисправностей, проводятся специальные исследования. Приведем один характерный пример. В течение многих лет обрывы термопар не поддавались инструментальному прогнозированию, так как не были известны параметры, позволяющие предсказать снижение механической прочности, являющееся причиной обрыва. В результате проведенных исследований была выявлена зависимости, связывающая механическую прочность о и электрическое сопротивление спая R (рис. 1.5).
Характер выявленной зависимости позволяет предсказать снижение механической прочности спая тогда, когда термоэлектрические характеристики термопары еще не имеют отклонений от нормы и работоспособность термометра еще не нарушена. Следовательно, можно своевременно отбраковывать термопары, не допуская их отказов в полете.
Иногда для прогнозирования необходимо не только измерение определенных параметров, но и проведение расчетов с использованием результатов измерений. Важным средством ускорения работ по прогнозированию является в этом случае автоматизация контрольных, вычислительных и других работ прогнозирования.
Методы инструментального прогнозирования с применением прямого контроля можно разделить на две группы:
—’методы дискретного контроля, при которых контролирующие устройства вводятся в действие в периоды
•#*
6»
Между применениями авиационной техники, или специально прерывая ее работу (в полете);
— методы непрерывного контроля, при которых специальная аппаратура непрерывно контролирует • параметры устройства, выдавая сигнал предупреждения о приближении неисправностей.
Чммі Рис. 1.6. График зависимости механической прочности термопары (спая) от электрического сопротивления |
Аппаратура дискретного контроля, как правило, выполняется в виде специальных пультов, блоков, проверочных установок и т. п. Для применения в полете такая аппаратура выпускается в миниатюрном конструктивном исполнении с использованием полупроводников, пленочных конструкций и т. д.
Аппаратура непрерывного контроля является встроенной, а ее элементы рассредоточенными по узлам, блокам и деталям контролируемого устройства.
Для современного уровня развития средств инструментального прогнозирования характерно стремление получать исходную информацию от различных систем и устройств самолета (топливной, гидравлической систем, устройств оборудования и др.) в унифицированном виде с тем, чтобы перерабатывать эту информацию в целях прогнозирования в едином бортовом вычислительном устройстве.
f